Войти
16:25 18.04
Восточный переполох: китайский клубный футбол в масштабном кризисе
Отсутствие денег, коронавирус, хаос в управленческих рядах – этот сезон Суперлиги можно назвать чем угодно, но не профессиональным спортивным соревнованием.
Восточный переполох: китайский клубный футбол в масштабном кризисе
Фото: goal.com
Блеск и глянец, безумные зарплаты, эпохальные трансферы, Оскар и Халк, грандиозные планы… Буквально несколько лет назад китайская Суперлига была самым привлекательным пунктом назначения для всех звёзд, которым не хватало нулей на банковском счёте. В 2021 году от этого ничего не осталось. Текущий сезон Суперлиги лишён спортивного смысла и попросту ставит под угрозу здоровье и ментальное состояние всех участвующих в этом шапито людей.

Как в китайский футбол пришли и ушли большие деньги



В 2016 и 2017 годах Суперлига штамповала трансферные рекорды сериями. Председатель КНР Си Цзиньпин призвал бизнес поддержать домашнюю футбольную лигу, и в клубы один за другим начали приходить крупные инвесторы – так в китайский футбол потекли бешеные потоки денег. Фантастические 55 миллионов евро, доставшиеся за 29-летнего Халка "Зениту" в 2016 году, были переплюнуты переходом Оскара за 60 миллионов из "Челси" в следующем году. Алекс Тейшейра, Паулиньо, Аксель Витсель, Грациано Пелле – в лигу потянулись иностранцы. И это при жёстком лимите: в заявке на сезон не могло быть больше четырёх иностранцев, а одновременно на поле – не больше трёх. Ходили слухи о предложениях Уэйну Руни и Лионелю Месси. Китайский футбол никогда ещё не привлекал столько внимания.


Первым шагом назад стал введённый в 2018 году налог на трансферы из-за рубежа. С того момента любой входящий трансфер стоимостью выше 7 млн долларов облагался 100% налогом, который направлялся в фонд развития детско-юношеского футбола. Идея на бумаге приличная, но на деле получилось, что клубы начали занижать трансферные ценники, чтобы хоть как-то привозить игроков – так, Хавьер Маскерано приехал в первое окно по новым правилам в "Хэбэй" за 6,9 миллионов, чтобы не платить этот налог. Другие трансферы и вовсе срывались по этой причине: летом того же года Рогер Шмидт, работавший тогда в столичном "Бэйдзин Гоане", изо всех сил пытался продавить приобретение своего любимчика Кевина Кампля из "Байера", с которым он работал в двух клубах, но договориться так и не смогли, так как китайский клуб был готов лишь на 30-миллионные траты (15 млн за трансфер и 15 млн налога), а "Байер" о сумме меньше 20 млн на руки и слышать не желал.

После этого редкие клубы раскрывали кошельки настолько широко. Последними топ-трансферами стали переходы Марека Гамшика из "Наполи" в "Далянь" за 20 млн, Марко Арнаутовича из "Вест Хэма" в "Шанхай СИПГ" (теперь "Шанхай Порт") за 25 млн, Саломона Рондона из "Вест Брома" в тот же "Далянь" за 18 с небольшим миллиона и Стефана Эль-Шаарави из "Ромы" в "Шанхай Шеньхуа" за 16 млн. Все они пришли в течение 2019 года – и ни одного из них в Китае больше нет.

Пандемия и чемпион-банкрот: как китайский футбол пережил 2020 год



Следующим ударом стал коронавирус. Финансовые схемы функционирования большинства клубов оказались слишком хрупкими, и на пост-карантинный сезон вышли не все: так, в мае 2020 года прекратил своё существование "Тяньцзинь Тяньхай" – именно там играл Аксель Витсель.

Коронавирусный сезон прошёл скомкано: начать получилось только в конце июля вместо привычного марта, формат пришлось перепахивать, да и не все иностранцы вернулись в страну – кто-то из-за невозможности сделать это физически, а кто-то по собственному желанию. Лигу разделили на два замкнутых в особой карантинной системе пузыря по восемь клубов на разных концах страны, в Даляне и Сучжоу, каждый сыграл с каждым в своей группе – в интенсивном графике с матчами раз в три дня в самый разгар традиционной для Китая летней жары. В сентябре пузыри пересобрались заново: лучшие четыре клуба из каждой группы играли в формате стыкового плей-оффа за звание чемпиона, а худшие – в другом городе за вылет.

Странный формат лиги гарантировал спортивные сюрпризы: скромный, никогда ничего прежде не выигрывавший "Цзянсу" прервал доминирование "Гуанчжоу Эвергранда", побеждавшего в восьми из последних девяти сезонов. Это была красивая история: клуб играл в очень симпатичный по китайским меркам футбол, у него был толковый тренер Космин Олэрою, отлично готовивший своих парней даже в сумасшедшей мясорубке матчей через два на третий, мощная защита и весёлая атака смотрелись хорошо, а китайские лидеры команды – Ли Анг, У Си, Цзи Сян – смотрелись достойно на фоне Алекса Тейшейры и Эдера.


12 ноября клуб праздновал триумфальную победу. Кто бы знал, что три месяца спустя, 28 февраля 2021 году, корпорация Suning Commerce Group (да-да, та самая, что владеет "Интером"), испытывающая масштабные финансовые проблемы, решит закрыть совсем непрофильные активы и уничтожит "Цзянсу", а также женскую команду клуба, в одночасье.

Всё ниже и ниже: хаос продолжается



В зимнее окно Китайская футбольная ассоциация утвердила потолок зарплат: теперь в Китае общий зарплатный фонд для иностранных игроков не должен превышать 10 миллионов евро, с индивидуальным лимитом в 3 млн для каждого конкретного футболиста. Эра больших денег в Китае закончилась.

Разумеется, после этого большинство иностранцев потеряли мотивацию возвращаться в Китай, проходить все безумные трёхнедельные карантины с жёсткими условиями и бороться с бардаком в лиге. О новых крупных контрактах с известными футболистами тоже можно забыть. Несколько клубов лиги и вовсе еле наскребли денег выйти на старт сезона, о задержках зарплат слышно то тут, то там, а "Чунцин" и летом грозился сняться с турнира прямо по ходу сезона, чтобы надавить на жалость и получить поддержку от правительства.


Энтропия бюрократического порядка тоже продолжает нарастать. До последнего не было понятно, когда сезон вообще начнётся, и вместо привычных дат в марте стартовать получилось лишь 20 апреля. Команды доиграли до конца мая – опять в тех же самых пузырях, только в этом году вместе с Сучжоу турнир принял Гуанчжоу, – а затем все разъехались по сборным в полной неизвестности.

Рестарт лиги должен был произойти в конце июня, но официальное решение о переносе было принято за сутки до первого матча, а финальное расписание сделали за считанные дни до игр. С такими манёврами клубы подстраивались по ходу дела, и большинство команд вышло после летней паузы с менее чем двухнедельной подготовкой. Добавьте туда сорокаградусную жару, тайфун, ещё больше сбивший расписание в зоне Сучжоу, и матчи каждые три дня – 9 туров за 25 дней, представьте себе! – и становится понятно, что то, что происходит в китайской Суперлиге в этом сезоне, не имеет никакого отношения к профессиональному спорту.

Сборная Китая – на подъёме



Крушение китайского клубного футбола, как ни удивительно, совпало по времени с одним из самых успешных периодов в истории сборной. Китайская сборная никогда не выигрывала никаких международных трофеев, а на чемпионате мира играла лишь однажды, в 2002 году (три поражения из трёх, ни одного забитого гола и девять пропущенных). Но постоянно проигрывать китайцам надоело: все шаги по привлечению в страну иностранных специалистов, налога на трансферы и вливания денег в детский и юношеский футбол в конечном итоге должны были работать на сборную.

Ждать результатов открытия страны для европейского футбольного мира в середине прошлого десятилетия, впрочем, пока рано, поэтому КФА поступила радикально: натурализовала в 2019 году сразу пачку иностранцев. Часть из них имеет китайские корни – так, в сборной уже играет Нико Йеннарис (он же Ли Ке), сын китаянки и киприота, выросший в Англии, отучившийся в академии "Арсенала" и игравший за "Брентфорд". Та же судьба у экс-эвертонца Тайаса Браунинга, чья мать была китаянкой. Иные связи с Китаем не имеют, но гражданство получили по факту осёдлости в стране – к примеру, Элькесон, играющий за топ-клубы Китая с 2013 года, или Алан, некогда блиставший в "Зальцбурге", но с 2015 года сидящий на контракте с "Гуанчжоу Эверграндом".


Свои домашние игроки нынешнего поколения тоже смотрятся неплохо на их фоне: к примеру, капитан сборной У Си – лучший опорник Суперлиги, вингер У Лэй не теряется в "Эспаньоле", умница Вэй Шихао выходит в старте в мега-звёздной атаке "Гуанчжоу", а защитники Ли Лэй и Ю Дабао из "Бэйдзина" показывают совершенно европейский уровень футбола ещё с эпохи Рогера Шмидта (он, кстати, и догадался перевести рослого и крепкого Ю из центрфорвардов в центрзащи – решение было настолько успешным, что он теперь играет в основе сборной на этой позиции).

Ко всему этому приложился и качественный тренер. После довольно бессмысленных лет с итальянцами Марчелло Липпи и Фабио Каннаваро у руля в начале 2020 года сборную принял Ли Те, молодой тренер, работавший прежде в "Хэбэе" и "Ухани". Главное, что есть у Ли, – опыт чемпионата мира. Он был в той самой команде, игравшей в 2002 году в Японии и Корее, и знает, насколько высоки ставки на таком уровне.



Сборную он принял довольно в плачевном состоянии: во втором раунде сложнейшей схемы азиатского отбора к ЧМ Китай успел сыграть вничью с Филиппинами и проиграть Сирии. Но Ли пересобрал команду, поставил им симпатичное 4-4-2 с привкусом старой АПЛ (в которой он эксперт: шесть лет в Англии в нулевых соврать не дадут) и выиграл все оставшиеся матчи с разгромными счетами. Команда попала в финальный раунд квалификации и выглядит увереннее, чем когда-либо за долгие десятилетия.

Сезон Суперлиги принесён в жертву сборной



Дальнейший отбор будет проходить осенью, по стандартной схеме с матчами в сентябре, октябре и ноябре, а также в конце января и в марте. Китай в группе с Японией, Австралией, Саудовской Аравией, Оманом и Вьетнамом, и будет трудно. Но учитывая всеобщий душевный подъём вокруг сборной, КФА решила пойти ва-банк и… сломать сезон Суперлиге в угоду сборной.

Дело в том, что карантины на 14+7 дней никто не отменял: получается, что уехавшие в сборную игроки попросту не будут успевать возвращаться на тренировки между международными паузами. Клубы будут играть в урезанных составах без лучших китайских игроков, сами футболисты будут мучиться в вечных карантинах, тренироваться нормально при этом никто не будет, и это закончится плачевно для всех. Поэтому КФА попросту отложила рестарт китайской лиги до декабря, когда ничего не будет ей мешать.

Что мы имеем в сухом остатке? Скомканный сезон, который игрался в апреле-мае, не успел вернуться в июне, вернулся в бешеном марафоне в июле-августе, а теперь не возобновится до декабря. Зная китайский футбол, можно сомневаться и в том, что изначальные планы доиграть турнир таким же марафоном с 1 декабря по 3 января тоже станут реальностью.



Игроки жалуются на жуткие нагрузки, тренерам приходится ротировать составы настолько, что все связки распадаются, в каждой команде куча мышечных повреждений. Матчи часто заканчиваются с совершенно неожиданными результатами, и справляется с таким бардаком, кажется, один новичок лиги "Чанчунь", неожиданно для всех идущий вторым в своей группе, вровень по очкам с "Гуанчжоу", выше грандов "Шанхая Шеньхуя", "Бейдзин Гоаня" и "Хэбэя" – тоже следствие безумного сезона.

Такого хаоса не видела ещё ни одна лига мира – и это при том, что азиатский футбол всегда отличался своей особой логикой. Но выбор был сделан – поэтому остаётся только подержать осенью кулачки за Ли Те и сборную Китая. Потому что груз ответственности на них всех будет лежать куда больший, чем в сборных их соперников.

***

Ещё тексты:

Снова вместе: Месси и Неймар сыграют за одну команду спустя четыре года. Вспоминаем, с чего всё начиналось

Очередная звезда из системы Ред Булл: кто такой Клаудиньо и чем он хорош

Черный пиар, сомнительные рекорды и политическая крыша. Как Металлист утверждается в роли третьей силы в Украине

Отправить
Ближайшие матчи