Коровье упрямство. Чжань Юаньдин – тренерская надежда Гонконга
Рассказываем историю первой женщины-тренера, выигравшей чемпионат своей страны.
Чжань Юаньдин вошла в историю, когда ей было всего 27 лет. Это и для тренеров-мужчин-то слишком юный возраст для того, чтобы уже иметь возможность хвастаться трофеями – в Европе сложно встретить главных тренеров клубов, которым меньше тридцати. Отчасти это связано с тем, что подавляющее большинство из них сначала заканчивают полноценную карьеру игрока, отчасти с более сложной системой лицензирования: если ты не попадаешь под исключения за особенные заслуги в качестве игрока (да и то такая схема работает далеко не во всех футбольных федерациях), то будь добр пройти через цепочку лицензирования (С)-В-А-Pro, где лишь последняя даёт право возглавлять клубы высших дивизионов большинства лиг, а между уровнями требуются временные промежутки для практики. В скромных азиатских лигах – как чемпионат Гонконга, о котором пойдёт наша история – система несколько проще.
Всё началось с Дэвида Бэкхема. Маленькая Юаньдин, 1988 года рождения, как и почти всё поколение, росшее в девяностые, завороженно смотрела на штрафные Бэкса – и, разумеется, захотела так же. Родители думали, что это всё временно, их единственная дочь когда-нибдуь вырастет и увлечётся чем-то "более серьёзным", к примеру, станет учительницей географии, но не тут-то было. Серьёзным оказался именно футбол.
Поиграв немного самостоятельно – женский футбол в Гонконге не был профессиональным, и даже небольших успехов хватило для того, чтобы Чжань отыграла пять лет за национальную сборную, – в 2010 году она получила первую работу на бровке. Это была должность видеоаналитика, а затем и помощника тренера в "Пегасе", за пять лет с Чжань в тренерском штабе трижды ставшем вице-чемпионом страны. Спустя пять лет её позвали в клуб куда масштабнее: в хвалящийся россыпью титулов "Истерн".
Тогда она ещё не знала, что спустя всего шесть игр, в декабре 2015 года, главный тренер Енг Чин Квань отправится в добровольную отставку из-за возникшего на горизонте жирного предложения из второго дивизиона Китая, и ей, 27-летней девушке, экстренно придётся взять команду в свои руки – чемпионат был в самом разгаре, и других кандидатов с подходящей тренерской лицензией (А образца азиатской конфедерации), которые бы сразу были в курсе дел клуба, попросту не было.
Мне было очень страшно, признаюсь, и я даже жалела в первые дни, что согласилась – я не была уверена, что мне хватит опыта и квалификации, чтобы тренировать один из крупнейших клубов Гонконга. Но и начальство, и штаб вокруг меня поддерживали меня, и со временем я освоилась, и всё встало на свои места.Чжань Юаньдин
тренер "Истерн"
Обжиться явно помогли успехи с первого же матча: 6:1 в дебютной игре с "Юнь Лунем", две убедительные победы в кубке и лиге над "Саус Чайной", главным соперником за титул… В первый раз под управлением Чжань команда проиграла только в марте (Гонконг играет по системе "осень-весна" без зимней паузы).
Чжань сразу же получила культовый статус среди болельщиков. Если в первые дни ещё слышались голоса скептиков, которые не были уверены, что столько молодой и неопытный тренер, да ещё и девушка, сможет принести пользу клубу, то после первых матчей они стихли насовсем. Чжань стали называть Beef Ball, "говяжий/коровий футбол", что она сама объясняла тем, что действительно "упряма, как корова". Это свойство в китайской культуре часто связывают с животным, в нашей стране имеющим несколько другой набор качеств, – так что здесь это звучит как большая похвала.
Именно эта кличка постоянно звучала на трибунах в болельщицких кричалках, пока команда шла прямым ходом к чемпионству – с момента, как "Истерн" выиграл свой последний до этого крупный титул в девяностых, успело вырасти целое новое поколение гонконгских футболистов. В год, когда весь европоцентричный футбольный мир не сводил глаз с "Лестера", тысячами километров восточнее разворачивалась сказка куда более невероятная.
По ходу сезона пришлось решать несколько сложных игровых проблем и реорганизовывать давшую в какой-то момент слабину защиту, но Чжань, со своим опытом в роли видеоаналитика, нашла нужные решения для клуба, отвыкшего от роли лидера. "Истерн" гарантировал себе победу за тур до конца, выиграв 2:1 у всё той же "Саус Чайны" в конце апреля. "Это было похоже на сон, – рассказывала потом Чжань. – Коллеги спрашивали меня, почему я даже не улыбаюсь, а мне просто казалось, что душа покинула моё тело на время". После празднований историю подхватила пресса. Сначала местная, потом китайская, а потом и по всему миру. Спустя несколько дней ей прислали награду из Книги рекордов Гиннеса – за то, что она стала первой женщиной-тренером, выигравшей топ-чемпионат какой-либо страны.
За победой последовало и следующее историческое достижение: первое в истории гонконгского футбола участие в Лиге чемпионов АФК весной 2017 года. Крошечный по континентальным меркам клуб из чемпионата нижней половины и так безумно неоднородной азиатской конфедерации, попал в сложную группу: их ждали японский "Кавасаки Фронтале", корейский "Сувон" и, конечно, китайский топ-клуб "Гуанджоу Эвергранде" с Луисом Фелипе Сколари на бровке. "Истерн", разумеется, занял последнее место в группе, забив лишь один гол (ничья 1:1 с "Кавасаки").
Когда мне выдался шанс пообщаться со Сколари, до и после пресс-конференций, меня поразило, насколько блестяще он был готов ко встрече с "Истерн" и знал каждую деталь о нас, таком маленьком клубе. Это показало мне, насколько внимание к самым незначительным мелочам важно.Чжань Юаньдин
тренер "Истерн"
📸 | A special moment before kick-off with Chan Yuen-ting shaking hands with World Cup winner Luiz Felipe Scolari #ACL2017 #GUAvEAS pic.twitter.com/rqG36WZjV5
— #ACL2020 (@TheAFCCL) February 22, 2017
Команда Сколари выиграла со счётом 7:0, но в ход матча вмешались две ранние красные карточки и традиционное для азиатской конфедерации судейство, поэтому Чжань услышала после игры в свою сторону немало похвалы от тренера чемпионов мира.
Впрочем, сразу после окончания группового этапа АЛЧ, она сложила полномочия, аргументировав желанием набраться ещё больше опыта – в 29-то лет! – и получить Pro-лицензию, открывающую дорогу в более крупные чемпионаты. Спустя год её снова уговорили вернуться в "Истерн", но второй заход оказался куда менее удачным и куда более коротким.
Сейчас Чжань продолжает учиться, параллельно работая с китайскими девочками из сборной до 16 лет – и вполне успешно, так как их команда не так давно завоевала бронзу на чемпионате Азии соответствующей возрастной группы. К ней уже приходили с предложениями возглавить женские клубы и в Китае, где женская лига с каждым годом набирает обороты, и в ОАЭ, и в Иране – но на все из них она отвечает отказом. Её фокус направлен на мужской футбол, возможно, в Европе, в Штатах, в Испании, где с ней уже связывался один из клубов Сегунды, – но только тогда, когда она сама посчитает себя полноценно к этому готовой. Не зря же трибуны "Истерна" столько пели про "коровье упрямство".
***
Читайте также:
Без вины виноватый. Почему увольнение Люсьена Фавра сейчас – ошибка
Больше не "вечно вторые", или победа вопреки самому себе. Как солигорский Шахтёр наконец выиграл Высшую лигу
Тоттенхэм как проклятое место для креативных хавбеков. Вслед за Эриксеном угасает звезда еще и Алли
Сначала
лучшеесвежеестарое
Отправить
München
#
Чжань Юаньдин молодец!
Atalanta Mashina
#
согласен
lilkennedy.
#
Блин,прикольно)
Валерий_79_РУССКИЙ
#
ФЕМИПИЗМ.