Войти
08:36 10.01
Победа Бенфики, которая завершила эпоху Реала и породила проклятие Гуттманна
Величайший финал Кубка чемпионов.
Победа Бенфики, которая завершила эпоху Реала и породила проклятие Гуттманна
Фото: imortaisdofutebol.com
Начало 60-х в европейском футболе — период времени, вместивший в себя немало ярких команд-вспышек. Не было ни одного доминатора, как "Реал Мадрид" в 50-х или "Аякс" с "Баварией" в 70-х. Но чтобы это разнообразие стало возможным, пришлось скинуть с трона короля Кубка чемпионов — "Реал" Ференца Пушкаша и Альфредо Ди Стефано. Эту важнейшую миссию взяла на себя "Бенфика": лиссабонцы подарили миру один из ярчайших финалов в истории, презентовали футбольной общественности Эйсебио и навлекли на себя главное проклятие в истории спорта.



Новый чемпион против постаревшего гегемона: попытка "Мадрида" вернуть корону



В сезоне-1960/61 вылет "Реала" в Первом раунде Кубка чемпионов от "Барселоны" прервал гегемонию мадридского клуба в главном евротурнире — ранее он побеждал в финалах на протяжении пяти лет подряд. Так что формально завершением эпохи легендарной команды можно считать именно поражение от "Барселоны".



Но только формально. Во-первых, потому что свой потенциал "Реал" Ди Стефано и Пушкаша на тот момент не исчерпал. Да, он проиграл "Барсе" в Кубке чемпионов, но выиграл чемпионат Испании с 20-очковым отрывом от каталонцев. К сезону-1961/62 "сливочные" подходили с настроем вернуть себе корону: они снова выиграли чемпионат, добавили к нему Кубок Испании и катком прошли путь до финала Кубка чемпионов.



Тот сезон стал пиковым для "Реала" ещё с Пушкашем и Ди Стефано в составе, но уже с Мигелем Муньосом в качестве главного тренера — экс-капитан "сливочных" проводил в этой должности второй полноценный сезон. Он не стал ломать работающий механизм — всё по-прежнему держалось на заслуженных ветеранах, которые делали результат.

Мигель Муньос — величайший тренер в истории Реала: был правой рукой Сантьяго Бернабеу и футбольным отцом поколения "йе-йе"

Победа "Бенфики" в КЕЧ-1960/61 многими была воспринята аналогично вылету "Реала" — её считали случайностью. Поэтому если мадридцы были движимы мотивацией вернуть себе статус лучших в Европе, то лиссабонцы — не только удержать его, но и закрепить.



В начале сезона-1961/62 "Бенфика" столкнулась с травмами, а также со звёздной болезнью ряда молодых игроков, которые почувствовали себя центром вселенной после европейского триумфа. Участились нарушения дисциплины, игроки поумерили своё рвение на поле. Однако, великий Бела Гуттманн жесточайшим образом пресекал все нарушения и приводил молодёжь в чувство.

Без жертв в профессиональном футболе успеха не будет! Без железной дисциплины не только войны не выиграть, но и одного сражения! И если не будете соблюдать дисциплину, то вам одна дорога — на сардинную фабрику!
Бела Гуттманн




И всё же, "Бенфика" стала лишь третьей в чемпионате Португалии, а главный позитивный итог года — раскрытие таланта 20-летнего Эйсебио, который в первом же полноценном сезоне за клуб стал его лучшим бомбардиром и ассистентом, дублем казнив "Нюрнберг" в четвертьфинале Кубка чемпионов. Именно Эйсебио был главной надеждой "орлов" в финале, фаворитом которого считался "Реал".

Пушкаш и Гуттманн — встреча старых врагов/друзей



В финале Кубка чемпионов-1961/62 "Реал" и "Бенфика" должны были встретиться второй раз в истории — ранее они пересекались лишь в финале Латинского кубка (предшественник Кубка чемпионов) в 1957 году, который завершился триумфом мадридцев. А у лидеров финалистов Ференца Пушкаша и Белы Гуттманна были гораздо более богатые и непростые отношения.

Бела Гуттманн — создатель культа менеджера: организовал тактическую революцию, выиграл с Бенфикой два кубка чемпионов и проклял клуб

Начались они в 1948 году в венгерском "Гонведе", где 21-летний Пушкаш делал свои первые бомбардирские шаги, а Гуттманн реанимировал тренерскую карьеру, которая стояла на паузе в годы войны. Ференц уже тогда был хорош: из 82 мячей, забитых командой в чемпионате, на его долю пришлось 50. И именно Пушкаш способствовал очередному досрочному уходу тренера Гуттманна с очередного же места работы.



В матче чемпионата с "Дьёром" полузащитник "Гонведа" Патьи несколько раз ошибся, а затем ещё и подсел на жёлтую карточку. Гуттман решил заменить Патьи, который подошёл посоветоваться к лидеру раздевалки Пушкашу. В итоге Патьи остался на поле, а Гуттман ушёл на трибуны и после матча покинул клуб, написав руководству письмо со следующим заявлением:

Пушкаш своим поступком уничтожил мой авторитет. В связи с этим не считаю для себя возможным продолжать работу с командой…
Бела Гуттманн


Место Гуттманна занял отец Пушкаша. Однако, в будущем Ференц признал свою неправоту, и их отношения с Белой наладились. А в 1956 году во время смены власти в Венгрии "Гонвед" выехал из страны и отправился в турне по Бразилии. Тренером команды на этот период времени стал Гуттман, что было идеей Пушкаша.

Бела был опытным и многознающим тренером. Я предложил ребятам позвать его в качестве тренера. Возражений не последовало, а он, к нашему удовлетворению, согласился.
Ференц Пушкаш


Встреча Пушкаша и Гуттманна в финале Кубка чемпионов-1961/62 стала их последней на футбольном поле. Последней, самой важной, и, благодаря их богатой истории отношений, ещё и крайне интригующей. Оба они в итоге и стали главными действующими лицами финала: Ференц — на поле, а Бела — за его пределами.

Победа в финале — новый контракт: Гуттманн конфликтовал с руководством



После победы в Кубке чемпионов-1960/61 контракт Гуттманна с "Бенфикой" был продлён с серьёзным повышением оклада — Бела стал самым высокооплачиваемым коучем в мире. Однако, выведя "орлов" в финал второй раз подряд венгр затребовал очередную прибавку к зарплате — условием было завоевание трофея.



Я самый дорогой тренер в мире, но, глядя на мои достижения, становится ясно, что я на самом деле дешевка.
Бела Гуттманн


Вполне логичное требование тренера, который вывел не только "Бенфику", но и португальский футбол на новый уровень. Однако у лиссабонцев в начале 1962-го сменилось руководство, у которого отношения с Гуттманном не заладились. И на требования коуча повысить оклад на 65% клубные боссы ответили уклончиво. Как казалось на тот момент, ситуацию переломит победа над "Реалом".

Финал проходил в атмосфере праздника, и футбол тут не при чём



Финал состоялся 2 мая в 19:30 по центральноевропейскому времени. В Испании его транслировали по Radio Nacional и, предположительно, по TVE, трансляция была крайне плохого качества, из-за чего поступала масса жалоб от испанских фанатов.

Матч проходил в Амстердаме и совпал с празднованием серебряной годовщины свадьбы королевы Юлианы — юбилея, который собрал в городе 118 членов королевских семей со всего мира. Улицы представляли собой радостный парад в праздничной атмосфере.

Ажиотаж вокруг финала потребовал дополнительных трибун на стадионе, собрал 460 журналистов и принёс рекордную для мирового футбола на тот момент сумму выручки за билеты, эквивалентную десяти миллионам песет.



Суровый "Реал" и его контратакующая тактика



Финал 1962 года был последним, перед которым исполнялись государственные гимны стран-участниц. Журналисты обратили внимание, что португальцы слушали мелодию спокойно, а Жерману улыбался во весь рот. Лица же мадридцев были напряженными и даже хмурыми.

Испанцы играли с таким выражением на лицах, что казалось: для них победа в этой встрече — вопрос жизни!
Эйсебио




Разница в настрое сказалась и на первых минутах матча. Испанцы начали игру с очень плотным построением в центре поля. В эти годы часто возникал вопрос о том, как на самом деле будет выглядеть разделение пространства между Пушкашем, Ди Стефано и третьим человеком в центре — в данном случае Луисом дель Солем.

В этой игре Ди Стефано играл очень глубоко и обычно находился прямо перед двумя опорниками Пачином и Фело. Пушкаш оставался далеко впереди в качестве единственного нападающего, ожидавшего длинных передач. Однако, на ранних этапах матча данный подход не работал, поскольку "Бенфика" с самого начала хорошо прессинговала. Домисиану Кавем и Фернандо Крус сильно отстали от Эйсебио и Мариу Колуны, благодаря чему не было типичной дыры между полузащитой и линией атаки "Бенфики".



Хет-трик Пушкаша в первом тайме и камбэк "Бенфики"



На старте матча благодаря слаженному прессингу "Бенфика" владела инициативой, заперев "Реал" на его половине поля — мадридцы и в контратаки убегали с трудом. Однако, по истечении четверти часа прессинг лиссабонцев стал ослабевать, что привело к огромному количеству острых контратак мадридцев.

Слабым местом в обороне "Бенфики" стал Жерману, улыбавшийся во время исполнения гимнов. К 24-й минуте ему уже впору было плакать. 35-летний Пушкаш играючи расправлялся с португальцем. Ференц забил два мяча, а отвечающий за него Жерману ничего не мог поделать — он даже проигрывал Пушкашу в скорости и поворотливости. Венгр забил два похожих мяча метров с пятнадцати-шестнадцати: сначала после передачи Ди Стефано он реализовал выход один на один с вратарём, а затем вонзил мяч ударом из-за пределов штрафной.



"Бенфика" отыгралась довольно быстро — к 35-й минуте счет стал 2:2. Тактически игру лиссабонцы не переламывали — сначала им повезло с отскоком после подачи со штрафного, а затем залетел дальний удар Кавема. И тут снова началось! Пушкаш забивает третий раз, а за оставшееся до перерыва время мадридцы могли забить еще дважды, разок пробив при этом в перекладину.



Смелый план Муньоса проработал 45 минут — Гуттманн понял это ещё в первом тайме



Первый тайм завершился преимуществом "Реала" всего в один мяч, но по игре мадридцы "Бенфику" превосходили ощутимо. Сказывались и огромный опыт, и исполнительское мастерство. Однако, про возраст забывать также не стоило — Ди Стефано было почти 36 лет, Пушкашу исполнилось 35. Планом Мигеля Муньоса было создать задел в счёте ещё по ходу первого тайма, так как отбегать все 90 минут при том уровне интенсивности звёзды уже не могли.

Это знал и Гуттманн, который вместо критики своих игроков в перерыве, напротив, подбодрил их.

Мы были уверены, что в перерыве получим взбучку от Гуттманна. Но наоборот! Он только подбадривал нас, говорил, что мы уже победили, что "Реал" сейчас остановится, у его возрастных игроков иссякнут силы. Бела сумел успокоить даже растерянного Жерману, который не знал, куда деться от стыда. Тактическое замечание было только одно: Кавем должен играть вплотную с Ди Стефано, чтоб тот не мог сделать ни одной передачи. И тогда им конец!
Эйсебио

Ребята в первом тайме даже перевыполнили план. Я рассчитывал, что мы сможем выиграть матч, если проиграем в первой половине не больше двух мячей, а проиграли всего один…
Бела Гуттманн


Тайм "Чёрной пантеры": как Эйсебио затмил Ди Стефано и Пушкаша



После перерыва команда Гуттмана действовала более гибко в нападении, во многом благодаря постоянным смещениям Агуаша в глубину, благодаря чему у Эйсебио, Колуны и Антониу Симойнша появлялось свободное пространство. И наконец-то начало работать давление "Бенфики": Пушкаш потерял мяч на своей половине поля, и Мариу Колуна сравнял счёт дальним ударом.



К слову, именно Колуна в 1961 году забил победный гол в ворота "Барселоны". И именно Мариу не хватило "орлам" через год — в финале с "Миланом" на "Уэмбли". Колуна вышел на поле с капитанской повязкой, португальцы повели в счёте, забил Эйсебио, но затем Мариу получил травму и покинул поле. Итог — поражение "Бенфики".



Но вернёмся в май 1962-го. С каждой минутой "Реал" выглядел всё хуже: Пушкаш был оторван от полузащиты и не получал мяч, фланги "Бенфика" перекрыла, как и навесы на невысокого Ференца она уверенно снимала. Кроме того, примерно через час травму получил правый защитник "Реала" Педро Касадо.

Повреждение получил и Хенто, из-за чего на 63-й минуте он остался стоять, позволив "Бенфике" провести контратаку через свою зону. Ди Стефано был обыгран, а Хосе Сантамария сфолил на Эйсебио в штрафной. Молодая звезда "Бенфики" реализовала пенальти — счет стал 4:3.



С этим пенальти связана забавная история. До того как Эйсебио подошёл к мячу, вратарь "Реала" Хосе Аракистайн бросил несколько неприятных слов в адрес португальца, одним из которых было "нигер". Но проблема в том, что игроки "Бенфики" Хосе не поняли. Они хотели спросить капитана своей команды Мариу Колуна (также родившегося в Мозамбике), что означают эти слова. Колуна ответил: "Забей гол, и я тебе скажу". И Эйсебио забил. После матча вратарь подбежал с извинениями, и только тогда Колуна объяснил, что испанец сказал в адрес нападающего.



А затем к сольному проходу и голу с пенальти Эйсебио добавил гол со штрафного. Визитной карточкой того финала стали розыгрыши штрафных: лиссабонцы не били прямыми ударами — вместо этого разыгрывающий выкатывал мяч под удар Эйсебио, который уже прикладывался по воротам (такие удары были более непредсказуемыми).



А кипер "Реала" пропустил три гола из-за пределов штрафной, что повлияет на его будущую карьеру. Его обвинят в слепоте:

Когда мы поехали на чемпионат мира в Чили, окулист провёл мне специальный осмотр, потому что об этом так много говорилось. Он сказал мне, что у меня зрение лучше, чем у кого-либо ещё.
Хосе Аракистайн


Не обошлось без судейского скандала и претензий к Гуттманну



Судил финал голландец Лео Хорн, на которого в преддверии матча Гуттманн оказывал давление. Он говорил, что предпочёл бы английского арбитра, что голландский футбол очень слаб, что он не верит, что Хорн готов, что он боится, что ореол Мадрида повлияет на него. Возможно, Хорн и повёлся на эти колкости.



Был в этой встрече уже при счёте 5:3 в пользу "Бенфики" любопытный эпизод, когда Хорн расценил падение Ди Стефано в штрафной площади лиссабонцев как нырок и пенальти не поставил. Это судейское действие (или бездействие) Хорна Пушкаш потом сваливал на Гуттманна:

Этот Лео Хорн не засчитал наш чистейший мяч на "Уэмбли", а вчера не поставил два верных пенальти в ворота "Бенфики". Услужил своему старому другу Беле Гуттманну!
Ференц Пушкаш


К слову, за незасчитанный мяч в матче Англия – Венгрия Хорн в свое время извинился и ошибку признал. Что до дружбы с Гуттманном, то Хорн и Гуттманн поддерживали дружеские отношения ещё со времён, когда Бела в 30-е годы тренировал голландский "Энсхеде". Это, правда, не помешало хитрому венгру атаковать приятеля перед матчем через СМИ. На слова Пушкаша Хорн никак не отреагировал.

"Бенфика" — двукратный победитель КЕЧ, а Эйсебио — новая суперзвезда



После матча Эйсебио подошел к Ди Стефано и предложил обменяться футболками. Альфредо не отказал герою матча. Эйсебио ещё задолго до финала планировал обмен — он восхищался игрой Альфредо ещё будучи совсем юным и даже вырезал из газет его фотографии. Добившись желаемого, довольный как ребенок Эйсебио побежал к капитану команды, крича: "Мистер Колуна, я получил футболку от Ди Стефано!".



Журналисты усмотрели в этом обмене символический смысл — одна эпоха заканчивается и начинается новая. Хотя назвать тот матч закатом эпохи Ди Стефано нельзя — Альфредо ещё два года был лидером "Реала", наколотил за это время 38 голов и лишь в 1965-м после конфликта с Муньосом уехал доигрывать в "Эспаньол".



Эйсебио же в последующие десять лет сиял очень ярко: он семь раз номинировался на "Золотой мяч" и однажды его выиграл, трижды становился лучшим бомбардиром Кубка чемпионов и однажды — чемпионата мира. Но именно финал 1962 года с "Реалом" стал для португальца отправной точкой: до финального свистка он был перспективным пареньком, а после — суперзвездой.



Гуттман ушёл после финала и проклял "Бенфику". "Реал" приблизился к перезагрузке



"Бенфика", победившая в двух финалах подряд испанских грандов, "Барселону" и "Реал", претендовала, казалось, на роль нового лидера в европейском в футболе. И в следующем году лиссабонцы снова играли в финале Кубка чемпионов, но под руководством другого тренера — Фернандо Риеры.



Как уже говорилось выше, в случае победы в финале над "Реалом" Гуттман хотел повышения зарплаты, чего не случилось: руководство не считало роль тренера в успехе настолько значительной. А у Белы на столе лежало предложение от уругвайского "Пеньяроля". Гутманн объявил об уходе и в сердцах при свидетелях произнес свое знаменитое проклятие:

За победу в Кубке чемпионов я получил на четыре тысячи долларов меньше, чем за победу в чемпионате. Руководство не предприняло никаких попыток изменить ситуацию, поэтому я задумался об уходе. Отныне сто лет не видать "Бенфике" победы в КЕЧ!
Бела Гуттманн


У "Бенфики" на тот момент был отличный состав с Эйсебио во главе — казалось, что клуб и без тренера-победителя ждёт яркое будущее. С одной стороны, оно и правда вышло неплохим: Эйсебио в составе лиссабонского клуба наколотил более 300 мячей, а сами "орлы" за последующие десять лет шесть раз выигрывали чемпионат Португалии и трижды выходили в финал Кубка чемпионов. Только ни один финал "орлы" так и не выиграли.



С тех пор прошло больше 60 лет — "Бенфика" проиграла пять финалов Кубка чемпионов и три финала Лиги Европы. Проклятие работает до сих пор и будет снято лишь в 2062 году — тогда исполнится ровно сто лет со знаменитого матча против "Реала".

Но и карьера Гуттманна после "Бенфики" пошла на спад. Он работал с "Пеньяролем", "Серветтом", "Панатинаикосом", "Аустрией" и "Порту", а также в сборной Австрии. И выиграл всего один трофей — чемпионат Уругвая в 1962-м. В 1965 году Бела возвращался в "Бенфику", но ненадолго — весной 1966-го его отправили в отставку.

Для "Реала" поражение от "Бенфики" стало тяжелейшим ударом: впервые мадридцы уступили в финале — не помогли ни мастерство, ни опыт легендарного состава. Очевидной стала необходимость перестройки состава, его омоложения. Уже тогда Мигель Муньос понимал, что перемены необходимы, но руководство разделило идею тренера несколько позже. Случилось это после проигрыша в финале Кубка чемпионов-1964/65 "Интеру" Эленио Эрреры. Президент Сантьяго Бернабеу доверился Муньосу, расставшись сначала с Ди Стефано, а затем и с Пушкашем.



Постаревшие ветераны уехали доигрывать, а вместе с их уходом закончился тот чемпионский "Реал". Ему на смену пришло поколение "йе-йе", которое уже в 1966 году вернуло Кубок чемпионов в Мадрид.

Отправить
 
получается, четыре косаря стоили восьми титулов! пепка бы зашел на такую биржу!
  +1
вот так бывает)
  +1
Великие команды из прошлого. Интересно, кто жив из тех, кто отыграл тот матч?
  0
Ближайшие матчи