Войти
02:03 18.09
Марио Загалло: легенда, личность и чемпион
Тренер, олицетворивший в себе все успехи футбольной Бразилии.
Марио Загалло: легенда, личность и чемпион
Марио Загалло ― один из немногих людей в мире спорта, кто успел прославиться и как игрок, и как тренер. Это первый футболист, который стал чемпионом мира в обоих качествах. Человек, который может похвастаться жизнью, где глагол "победить" выходит за рамки его собственного существования и оставляет неизгладимый след в истории сборной Бразилии. Человек, который помог сделать сборную своей страны самой успешной командой в мировом футболе. Величайшая легенда в истории спорта, который приравнен в Бразилии к религии, носит имя Марио Жоржи Лобо Загалло.



Прозвище Муравей



Марио Загалло пришел в любительский футбол невысоким юношей, но обладал теми нужными качествами, благодаря которым его заметил профессиональный клуб. Он был скоростными, техничным и очень выносливым ― именно это и подкупило селекционеров "Америки" из Рио-де-Жанейро, с которым Загалло заключил свой первый контракт.

Позицию в новой команде ему определили сразу ― Загалло тяготел к обыгрышу соперника и прострелу либо навесу в чужую штрафную. Не удивительно, что с этими умениями он отлично смотрелся на фланге нападения. Его манера игры не была броской, но что точно бросалось в глаза, так это отточенная техника в его действиях. При этом Марио никогда не злоупотреблял тем, чтобы тянуть одеяло на себя, и отлично вписывался в любой коллектив с любым сочетанием игроков за умение играть именно командно. Загалло не было важно проявить себя ― он действовал на благо команды, часто помогая полузащите и даже защитникам. За это свое качество он получил прозвище Муравей, или Форгиминья по-португальски.


Муравей на левом фланге атаки

На беду Марио, в то время в Бразилии на виду у болельщиков и тренера сборной были более яркие личности и игроки, и за свою манеру игры Загалло никогда не ходил в кандидаты в главную сборную страны. Главные тренеры национальной команды сменялись часто, но ни один из них не обращал внимания на работягу Марио. Публика тогда обожала за невероятные финты форварда "Сантоса" Пепе, который был лучшим кандидатом на позиции Марио, и у Муравья, казалось, нет шансов получить вызов в сборную.

Но все изменилось к старту чемпионата мира-1958 ― там именно Загалло стал основным игроком. Ключевым фактором стала травма Пепе, а выбор в пользу именно Муравья пал, в первую очередь, за его работоспособность и абсолютное понимание тактических установок. Загалло был просто идеальным игроком в тренерской философии Феолы, за что получил максимальное доверие от наставника сборной и сыграл свою незаметную, но важную роль на турнире.

Особая роль на ЧМ-1958



Чемпионат мира-1954 завершился для Бразилии печально ― поражением от Венгрии в четвертьфинале. К старту следующего турнира главный тренер сборной Бразилии Феола особую роль предопределил для Загалло: при потере мяча выносливый левый крайний нападающий смещался ниже и увеличивал численно полузащиту до трех игроков.

При этом Муравей не уставал терзать свой фланг атаки, доставляя немало хлопот обороне соперников. Если уже ставшие на тот момент звездами игроки упорно не подчинялись требованиям и установкам тренера, то это сразу выливалось в итоге в неутешительные результаты. Но Феола отлично поработал накануне старта чемпионата мира ― он не пошел против желания футболистов оставаться самими собой, при этом добился от них следования установкам на игру.

В итоге Бразилия в непринужденном и артистичном стиле выиграла Мундиаль, завоевав свой первый чемпионский титул. Именно тогда взошла звезда молодого Пеле, а Загалло внес весомый вклад в общую победу. Это Марио стал автором четвертого мяча в финале против шведов (5:2), а также организовал для Пеле шикарную голевую передачу в результативной атаке во время пятого гола.



Во время всего матча бразильцы атаковали исключительно через правый фланг Гарринчи, а Загалло занимался лишь разрушительной работой, когда мячом владел соперник, и иногда подавал угловые. Свой гол Муравей сделал сам ― после заблокированного шведами удара он выиграл борьбу за отскочивший мяч и застал врасплох голкипера ударом в ближний угол.

Два чемпионата мира ― два триумфа



В 1960 году Феола покинул пост главного тренера сборной, а Марио потерял место в стартовом составе, уступив его все тому же Пепе. И лишь накануне следующего чемпионата мира Загалло снова был включен в заявку ― возглавлявший в то время национальную команду Айморе Морейра решил сохранить победный состав с прошлого Мундиаля. И не прогадал.

Загалло получил возможность выйти в старте с самого начала турнира и оправдал доверие тренера ― он забил первый мяч Бразилии на чемпионате, благодаря чему была повержена Мексика. "Селесао" за весь турнир не выиграли лишь однажды, а в финале одолели чехословаков.



Бразилия вновь стала сильнейшей на планете, а Загалло ― двукратным чемпионом мира. Наряду с партнерами по сборной ― первым в истории. Несмотря на не самую заметную роль в составе, где зажигали Вава и одноклубник Марио по "Ботафого" Гарринча, Загалло не пропустил ни одного матча. Кроме того, Марио вместе с Жилмаром, Нилтоном и Диди оказался в числе тех, кто провел все 12 игр на двух прошедших триумфальных для Бразилии чемпионатах мира.


Форварды сборной Бразилии Загалло и Пеле

Марио Загалло довелось сыграть за главную команды страны еще пару раз, но вернувшийся вскоре на тренерский мостик Феола решил устроить смену поколений к мировому первенству 1966 года. Возрастной Загалло попал под "сокращение", а его последний матч за Бразилию датирован 1965 годом. Всего за национальную сборную Марио сыграл 36 матчей и отличился в них пятью мячами.

Первый же опыт Загалло в качестве тренера сборной закончился победой на ЧМ



Всего в 38 лет Загалло начал свой путь в качестве тренера, который больше всех в истории отождествлял себя со сборной. Уже через несколько месяцев после окончания своей победоносной карьеры игрока Загалло возглавил молодежную команду "Ботафого". Игра молодежи под его руководством производила приятное впечатление на руководство, и там решили воспользоваться идентификацией бывшего игрока с клубом и дали ему шанс возглавить основную команду. "Ботафого" Загалло был чрезвычайно успешным и собирал титулы в первые его годы работы тренером ― путь на тренерский мостик в сборной сокращался стремительно.



После провала Бразилии на чемпионате мира 1966 года Загалло начал рассматриваться в качестве одного из кандидатов на пост главного тренера сборной, но свой первый шанс он получил пару лет спустя. Попытка не стала слишком удачной ― полноценно работать было сложно из-за совмещения должностей в национальной команде и клубе. Во второй раз Загалло принял сборную всего за три месяца до чемпионата мира 1970 года.

Возглавлял перед этим бразильскую команду Жоау Салданья. Спорный и неоднозначный, Салданья мало-помалу стал персоной нон грата для самых разных кругов, от болельщиков до военного правительства, от игроков до прессы. Моменты, которые работали против Жоао Салданьи, варьировались от его сложного темперамента, отношений с лидерами, политическими играми с военным режимом, до отсутствия смелости ставить вместе Пеле и Тостао. Из причин отставки Салданьи многие спорны, однако, главная, которая даже спустя десятки лет не укладывается в головах бразильцев, состоит в удалении из состава Пеле. "Ни одно живое существо не могло совершить такой абсурд и остаться безнаказанным" ― фраза, напечатанная в то время в одной из газет, стала показательной.


Марио Загалло и его работа в сборной в качестве тренера

У Марио Загалло был непростой выбор – работать по прагматичным заготовкам Салданьи или рискнуть и сыграть от души, не мешая игрокам проявлять свои лучшие качества, за которые их и любила нация. Над тренером нависали воспоминанания болельщиков о провале на предыдущем ЧМ, но Загалло решился на второй путь. Как только Марио приступил к работе в сборной, он попытался объединить в стартовом составе буквально всех и сумел построить игру таким образом, чтобы на поле нашлось место для Жерсона, Жиарзиньо, Тостао, Пеле, Ривелино.



Именно благодаря инстинкту Загалло к тактическим инновациям и смелости в атаке Бразилия устроила настоящее шоу в Мексике и вернулась домой с последним в истории футбола Кубком Жюля Риме (после ЧМ-1970 трофей сменил название). Ту команду до сих пор многие бразильцы называют лучшей в истории.

ЧМ-1994 как новый опыт и новый рекорд для Загалло



После победы на ЧМ-1970 Загалло вошел в историю ― он стал первым, кто выигрывал Мундиаль в качестве игрока и тренера. Следующий чемпионат оказался неудачным для Бразилии, и местная федерация решила не продлевать с тренером отношения ― так прервался прекрасный союз Загалло со сборной. На 20 лет.

Марио Загалло приехал на мировое первенство в США в новой для себя ипостаси ― ассистента главного тренера. За годы разлуки со сборной такие тренеры, как Клаудио Коутиньо, Теле Сантана и даже неоднозначный Себастьян Ласарони добивались отбора на чемпионаты мира, но ни одна кампания так и не стала успешной (лучшим результатом стала бронза в 1978-м).

Пока в 1992 году боссы федерации футбола не решил нанять Карлоса Альберто Паррейру на должность главного тренера и не пригласили Загалло стать техническим координатором и поделиться своим опытом с тренерским штабом. В то время тренер оставался в неплохой форме, никогда особо не бывая без управленческой практики.


Загалло удостоился отдельных оваций после триумфального ЧМ-1994

Взаимопонимание между Паррейрой и Загалло было таким же четким, легким и непосредственным, как у Ромарио и Бебето ― еще одного важного дуэта для той сборной. Опытнейший Марио оставался за кулисами, как того требовала его новая роль, но воспоминания тех, кто участвовал в кампании чемпионата мира 1994 года, показывают: Загалло мастерски действовал со стороны и помогал репетировать каждый акт в той победной пьесе.



А в финале была Италия. Снова Италия, как и в 1970-м. И Бразилия снова победила. После того, как Роберто Баджо не забил последний пенальти, Загалло стал единственным человеком, имеющим за плечами четыре мировых титула, причем в трех разных ролях. Четыре года спустя Бразилии удалось снова выйти в финал ЧМ, но…

Загадочная история с Роналдо на ЧМ-1998



На чемпионате мира во Франции Марио Загалло выступил уже в роли главного тренера, а Карлос Альберто Перрейра ограничился участием в жеребьевке. От матерого и тонкого специалиста ждали повторения успеха четырехлетней давности – не меньше. Бразилия привезла на мундиаль буквально напичканную звездами команду, которая с первых матчей турнира показывала, кто здесь главный фаворит. Таффарел, Кафу, Роберто Карлос, Ривалдо, Дунга, Бебето, Роналдо – что ни имя, то большая личность в мировом футболе. И до финала "селесао" добрались практически без проблем: на групповом этапе подопечные Загалло как-то несуразно проиграли норвежцам в ничего не решавшем матче, а в плей-офф самые большие трудности возникли в полуфинальной встрече с Нидерландами, с которыми пришлось испытывать удачу в серии пенальти.

Главной фигурой даже при наличии целой обоймы звездных игроков считался 21-летний Роналдо. Вундеркинд приехал на свой уже второй чемпионат мира, но четырьмя годами ранее он был слишком юн, чтобы принять непосредственное участие в триумфе сборной. А на полях Франции Роналдо уже тащил "селесао" на правах лидера атаки, забив за турнир четыре мяча и став лучшим бомбардиром команды. Надежды Загалло на молодого форварда были огромными, ведь в решающем матче его подопечным противостояли хозяева, зарученные сумасшедшей поддержкой трибун.

В день финальной встречи в отеле, в котором проживала бразильская сборная, произошел загадочный инцидент, который позже оброс тайнами и расследованиями. Роналдо делил номер с Роберто Карлосом, и когда защитник общался с Кристаном Карамбе по телефону о будущем матче, у Зубастика случился приступ. По словам Роберто Карлоса, молодой игрок сначала внезапно разрыдался, а затем у него начались судороги, и пошла пена изо рта. На помощь прибежали партнеры по сборной и помогли Роналдо прийти в себя, но теперь встал серьезный вопрос о возможности участия форварда в финальной игре. Клубные медики рекомендовали оставить Зубастика в запасе. Загалло так и поступил, внеся в заявочный лист на матч Эдмундо в стартовом составе.

Дальнейшие события происходили стремительно. Примерно за час до начала встречи в раздевалке сборной побывал президент бразильской футбольной федерации Рикардо Тейшейра. Что конкретно произошло, до сих пор никто не знает, но Загалло успел до стартового свистка снова поменять состав – Роналдо значился уже в числе первых одиннадцати. Для самого Зубастика это стало неожиданностью, и он, потерявший много физических сил из-за приступа, начал разминаться. Естественно, на поле молодая бразильская звезда не была похожа на себя, а Франция, воодушевленная Марсельезой в исполнении десятков тысяч болельщиков, просто вынесла Бразилию со счетом 3:0.


Роналдо был любимчиком Марио Загалло

Говорят, Марио Загалло стал заложником каких-то то ли бюрократических, то ли спонсорских игр, из-за которых его вынудили поставить Роналдо в старт. А сам тренер по причине своей скромности не смог проявить принципиальность и настоять на своем. Спустя какое-то время после ЧМ-1998 бразильцы рассуждали, смогла бы Бразилия сыграть лучше со здоровым Эдмундо в нападении, или же пламенная Франция не оставила бы шансов при любом раскладе. Отчасти говорил об этом и Марио Загалло: "Если представить, что я настоял на своем и не выпустил Роналдо, а Франция бы все равно победила 3:0, мне бы предъявили обвинения в упрямстве".



Марио Загалло остановился в шаге от своего пятого кубка мира за игроцкую и тренерскую карьеру. Четыре года спустя тренер снова прикоснулся к трофею, но на победном ЧМ-2002 он был в сборной без официальной должности. В разных качествах Загалло помогал "селесао" вплоть до 2006 года, будучи полезным даже в 74 года.

Туалетная месть Ромарио



После победного для Бразилии ЧМ-1994 мало кто в стране сомневался, что даже смена рулевого в сборной повлияет на выбор Марио Загалло в пользу одного из творцов того триумфа – Ромарио. Коротышка, как называли форварда, забил пять мячей на полях США и оказал серьезное влияние на успехи команды. Но к несчастью для футболиста, он получил травму весной накануне старта французского мундиаля. Его попадание в итоговую заявку было под большим вопросом, и Ромарио даже прибегнул к интенсивной терапии, дабы успеть залечить повреждение. Однако к моменту объявления состава на ЧМ Коротышка все еще не был до конца здоров, и Марио Загалло решил не рисковать и оставил форварда вне заявки.

Огорчению и злости Ромарио не было предела – игрок считал, что дело вовсе не в травме, а в его характере, который был не по душе Загалло. Ромарио был настолько взбешен, что решил отомстить тренерскому штабу. Способ Коротышка выбрал изощренный. Футболист владел к тому моменту кафейней в Бразилии и придумал разместить карикатуры на Загалло и его помощника Зико прямо на дверях туалетных кабинок. Картина была красноречивой: один восседал на унитазе, а у второго в руках – рулон туалетной бумаги.


Те самые карикатуры от Ромарио

Посетители кафе шутку оценили, а вот Загалло – нет. Тренер подал на строптивого футболиста в суд, а во время разбирательств Ромарио даже не пускал представителей закон в туалет. Оправдывался Коротышка потом так: это вовсе не его решение было разрисовать кабинки. Однако штрафа не избежал. Говорят, игрок не прощал Загалло еще много лет.

Загалло успел проявить себя и в других сборных



Тренер за свою карьеру трудился не только в Бразилии, а помогал еще сборным Кувейта, Саудовской Аравии и ОАЭ. И именно с последней добился особенного успеха. Ни до Марио Загалло, ни после него сборная этой страны не пробивалась на чемпионат мира. Однако руководство местной футбольной федерации неожиданно приняло решение доверить национальную команду Карлосу Альберто Паррейре, расставшись с Загалло перед стартом на ЧМ-1990. Сборная ОАЭ не выстрелила на полях Италии, но, вероятно, там и Марио вряд ли бы помог – в слишком сильную группу попала команда (ФРГ, Югославия, Колумбия).

Число 13 и жизнь после футбола



Число 13 всегда присутствовало в жизни Загалло. Он рассказывал, что обязан навязчивой идеей считать число 13 особенным и определяющим своей жене, которая была почитательницей святого Антония, праздник которого отмечается в Бразилии 13 июня. Брак Марио с учительницей Альчиной состоялся 13 января 1955 года. Супруги вырастили четверых детей и прожили вместе 57 лет. А еще Загалло подметил после финала ЧМ-1994: Роберто Баджо промазал пенальти потому, что в его имени 13 букв.

С 2012 года после смерти супруги Марио Загалло жил один в Бразилии, но он никогда не был одинок – его постоянно навещали дети и внуки. Даже в преклонном возрасте Старый Волк активно интересовался всем происходящим в мире и обязательно футбольными событиями.

В 2013 году около одной из трибун домашнего стадиона "Ботафого" была открыта статуя величайшего тренера в истори сборной Бразилии.

Марио Загалло умер 5 января 2024 года в возрасте 92 лет.


На церемонии открытия статуи присутствовал и сам Загалло

"Вам придется меня проглотить"



Загалло завершил свою самостоятельную тренерскую карьеру в 2001 году, когда он выиграл пару титулов с "Фламенго". В 2006 году Паррейра снова пригласил Загалло взять на себя техническую координацию сборной Бразилии, и это было последнее участие великого Марио в футбольных соревнованиях в каком-либо официальном качестве. Бразилия тогда впервые с Загалло в штабе не вышла в финал чемпионата мира, заняв лишь 5-е место.

Если игрок Загалло носил в свое время прозвище Муравей, то тренер Загалло именовался куда более уважительно – Старый Волк. В ходе своей карьеры, несмотря на победы, Марио подвергался нескольким критическим замечаниям. После победы на Кубке Америки-1999 тренер произнес одну из своих самых символичных фраз, отвечая за игру сборной Бразилии. Оспариваемый спортивной прессой и расстроенный отсутствием поддержки бразильских СМИ при подготовке к чемпионату мира, Старый Волк не сдерживал себя в словах после завоевания титула и сделал гневное заявление в прямом эфире, которое стало вирусным в Бразилии: "Вам придется меня проглотить!"

Эти слова были адресованы прессе, болельщикам и всем, кто вдруг забыл историю о человеке, который выигрывал чемпионат мира четыре раза, принимал участие на семи мундиалях, дошел до пяти финалов, является единственным человеком на планете, выигравшим кубок мира в трех разных ролях. И прежде всего, этот человек сохранял безусловную любовь к стране и сборной Бразилии, он сделал "селесао" своей религией и своей броней, своей второй кожей.

Загалло является эталоном бразильского футбола и вправе называться самым успешным футбольным наследием в мире. Марио Жоржи Лобо Загалло: человек, легенда, чемпион по натуре.

Отправить
 
легенда просто, батя мой его воспитаник 
  0
Достойнейший тренер и футболист! Помню его по чемпионату мира 1998 года! Легенда бразильского футбола! Достойная статья о достойном человеке!!! 
  0
Что ни когда и ни кто ,не скажет о тебе
  0
Альфреда, не гори ты так) 
  0
Хорошо что сентябрь, кому-то пора правила учить.  
  0
Манчестер юнайтед
  0
Ближайшие матчи