Войти
04:06 27.04
Одинокая звезда Либерии: история Джорджа Веа - легендарного футболиста и президента
Вспоминае о карьере и жизненном пути первого неевропейца и единственного африканского обладателя "Золотого мяча".
Одинокая звезда Либерии: история Джорджа Веа - легендарного футболиста и президента
Фото: https://football-pitch.ru/george-weah.html
Люди, помимо лучшего или самого большого, часто запоминают первые эмоции или разы. Если речь идёт ещё и о значительном событии для многих, то это всегда врезается в память, а потом передаётся как история из поколения в поколение. В футболе это тоже работает. Все помнят рекордсменов и тех, кто достиг определённой вершины первым.

В двадцатом веке наиболее обсуждаемыми игроками в споре за звание лучшего футболиста всех времён были Пеле и Диего Марадона. Есть разные аргументы по поводу того, кто из них в свой период блистал лучше, однако существует такой факт: главной индивидуальной футбольной награды мира ни у одного из них нет. Почему? На самом деле дело в правилах: ни Пеле, ни Марадона "Золотой мяч" получать просто не могли, поскольку на международном уровне представляли Бразилию и Аргентину – страны Южной Америки. А награда предназначалась только звёздам европейских национальных сборных и футбольных клубов, каковыми были Йохан Кройф, Мишель Платини или Марко ван Бастен. Но правила игры стали меняться: издание "Франс футбол", устав от обвинений в справедливости определения обладателя "Золотого мяча" (а они со временем расширялись), в 1995 году расширила возможности получения приза. Теперь его возможно было получать и неевропейцам – при условии, что он выступает за европейский клуб.

Нападающий, который редко становился лучшим бомбардиром престижных турниров, стал лишь вторым в истории Игроком года, который ни разу не ездил на Чемпионат мира, как и его тёзка Бест, но своими данными, навыками и игрой определил требования к форварду в современном футболе и стал легендой. Речь идёт об уроженце столицы Либерии Джордже Веа.

Детство и футбольный путь в Африке



Джордж появился на свет в Монровии в первый день октября 1966 года в многодетной семье механика и продавщицы. Детство было абсолютно типичным для многих африканцев: бедность, часто затапливаемые трущобы района Клара Таун, озабоченность родителей возможностями обеспечения семьи. Воспитанием маленького Веа занималась его бабушка по материнской линии, которая была набожной христианкой. Забавно, что Джордж сначала ходил в школу Мусульманского конгресса, из-за чего в молодости обратился в ислам, но после смерти бабушки в память о ней конвертировался обратно в протестантизм. Тем не менее, мусульманство оставило след в жизни нашего героя, по крайней мере, в его документах, где в имени значится приставка Усман.

Как и многие африканские ребята, Джордж решил найти выход из нищеты в футболе. Такой выбор сказался на его успеваемости в школе, ведь до окончания футбольной карьеры, во что сложно поверить, Веа имел проблемы с чтением и письмом, ведь школу он покинул за год до её завершения. Но такая ставка себя полностью окупила, и он смог стать профессиональным футболистом на родине, даже выиграть местные трофеи, но нужен был выход в более богатые лиги, ведь денег в Либерии платили немного. Его подработкой до отъезда заграницу была работа техником на телефонном коммутаторе в Либерийской телекоммуникационной корпорации.

Транзитом через ивуарийский клуб "Африка Спортс", после успеха с либерийскими "Майти Баррол" (национальный дубль в 1986 году) и "Инвинсибл Элевен" (второй титул в либерийской Премьер-Лиге и 24 гола в 23 матчах), Веа в 1987-м оказался в столице Камеруна Яунде, где защищал цвета местного клуба "Тоннер". Переезд туда стал судьбоносным для Джорджа, ведь там на молодого форварда обратил внимание французский тренер национальной сборной Камеруна Клод Ле Руа. Но вовсе не из корыстных целей, чтобы натурализовать футболиста, ведь тот уже был заигран за сборную Либерии, а чтобы порекомендовать перспективного игрока своему французскому коллеге по цеху, который тогда возглавлял "Монако". Звали того тренера Арсен Венгер.



Безусловно, знакомство этих двух специалистов сыграло определяющую роль в профессиональном росте Веа, о чём он сам потом говорил. Но что подкупило французов в либерийце? По меркам того времени Джордж был нетипичным нападающим, ведь предпочитал играть не в штрафной соперника в ожидании передачи от партнёров, а играть за её пределами и самому протягивать мяч к воротам оппонентов – стиль, который в девяностые сделает звёздами бразильцев Роналдо и Ривалдо, чем проложит им путь к той награде, покорившейся до них Веа – "Золотому мячу". Главными помощниками нападающего была его физическая мощь, которая при этом не влияла на отличную скорость, работоспособность, которую ценили все тренера, а также к этому всему добавлялась техника с креативностью и нацеленность на ворота, что делало такого исполнителя всесторонним игроком атаки.

Переезд во Францию



Переход Джорджа из "Тоннера" в 1988 году обошёлся "Монако" в смешную сумму, эквивалентной двенадцати тысяч фунтов стерлингов. Важную роль в адаптации и акклиматизации Веа в Европе сыграл именно Венгер, который всегда находил подход к молодым футболистам, помогал им раскрыться и выйти на новый уровень. Африканскому пареньку такая школа от мсье Арсена пришлась по душе – уже в следующем 1989 году Джордж в первый из трёх раз стал Игроком года в Африке.

Веа был настоящим сюрпризом. Я никогда не видел, чтобы какой-либо игрок ворвался на (футбольную) сцену, как он.
Арсен Венгер



"Монако", пусть и всегда был на хорошем счету в Франции, но трофеи команда Венгера брала редко, ведь были "Марсель" эры Бернара Тапи, а в столице набирал оборотов "ПСЖ". Единственный трофей, покорившийся Джорджу за время в княжестве, был Кубок Франции в 1991 году, правда на следующий год команда была близка к евротриумфу, но проиграла финал Кубка обладателей кубков немецкому "Вердеру". В той кампании на счету Веа было четыре мяча, в том числе гол на "Де Кёйпе" в ответном полуфинале с "Фейеноордом", в девяти встречах. Нападающему уже требовался новый вызов.

Таким стал переезд в столицу Франции. Если в Монако формировался стиль игры либерийского центрфорварда, то в Париже он стал истинной звездой Лиги 1 и начал регулярно показывать себя на европейской футбольной сцене. В первом же сезоне с "ПСЖ" Веа повторно стал обладателем Кубка Франции, а клуб дошёл до полуфинала Кубка УЕФА. Первые два раунда турнира помогли пройти дубли в ворота греческого ПАОКа и "Наполи" в гостях, против "Андерлехта" либериец не забивал, а в четвертьфинале парижане сотворили самую громкую сенсацию турнира. После поражения в Мадриде от "Реала" 3:1, "Пари Сен-Жермен" устроил дома камбэк 4:1, а Джордж Веа положил начало разгрома звёздного клуба. Гол "Ювентусу" в Турине ничем уже французам не помог – в финал отправились итальянцы. Несмотря на это, Веа стал вторым бомбардиром турнира с семью голами.



Сезон-1993/1994 принёс новые успехи. Впервые (и единственный раз) Веа стал чемпионом Франции, а в Европе вновь был полуфинал, но на сей раз Кубка кубков. Там, правда, Джордж не феерил, словно отдыхая после предыдущего евросезона и готовился к следующему, отличившись лишь однажды в пяти сыгранных матчах, но где был забит этот гол! Вновь "Реал", опять четвертьфинал, но на этот раз не дома в ответке, а на "Сантьяго Бернабеу", да ещё единственный в матче. В полуфинале парижан вновь поджидал будущий победитель турнира, на сей раз английский "Арсенал", что говорит лишний раз о качестве той команды, которая уступала лишь лучшим.

Лучший сезон в карьере, переход в Италию и "Золотой мяч"



Сезон-1994/95 стоит считать если не лучшим, то самым прорывным в карьере уроженца Либерии. На внутренней арене чемпионство не удалось удержать, зато был кубковый дубль, а вот в Европе парижане выдали свой лучший результат вплоть до финала ЛЧ в 2020-ом. В Лиге чемпионов команда произвела фурор. Если проход в квалификации неожиданного чемпиона Венгрии "Ваца" мало кого удивил, то на групповом этапе парижане стали единственными, кто прошёл его без очковых потерь. И это при том, что с ними в одном квартете оказались мюнхенская "Бавария", московский "Спартак" и киевское "Динамо"! Веа и сотоварищи катком прошлись по всем.

Уже в первом туре Джордж открыл счёт в домашней игре с баварцами, а его команда победила 2:0. Выезд в Москву оказался для либерийца единственным безголевым матчем в группе. В спарке с "Динамо" Веа оба раза забивал победные голы, но главный свой шедевр (тоже победный гол, кстати) он сотворил в Мюнхене. Это взятие ворот в том сезоне все признали лучшим индивидуальным действием года.

В последнем туре Джордж ещё отметился дублем "Спартаку", а в четвертьфинале парижан ждала "Барселона" - прошлогодний финалист турнира. Веа и тут не стушевался, подарив ПСЖ ничью на "Камп Ноу" своим голом, который стал для него последним, восьмым в том розыгрыше ЛЧ (седьмым в основной сетке турнира). Этого вполне хватило, чтобы будущий триумфатор состязания Яри Литманен его уже не догнал. В полуфинале "Милану", действующему обладателю Кубка европейских чемпионов, не забил не только Джордж, но и его партнёры. Но это не помешало Веа летом перебраться именно в стан "россонери", какими бы сытыми и успешными не были 1990-ые для ПСЖ во время пребывания клуба в собственности французского Canal+.

В "Милане" он быстро создал звёздную пару нападающих с Роберто Баджо, хотя в конкурентах были Марко Симоне и Деян Савичевич. Гол в дебютной игре, пять мячей в первых пяти играх – Джордж быстро заявил о себе. Да, в первой половине чемпионата он отличился лишь шесть раз, но все голы были важными и приносили очки. Тем более, он забивал не абы кому, а грандам местного футбола – "Ювентусу", "Роме" (дважды), "Лацио" и "Фиорентине".

Когда "Франс футбол" объявил, что теперь премия "Золотой мяч" становится мировой (при условии, что кандидат выступает на клубном уровне в Европе), многие могли заподозрить французов в фаворитизме игроку, который провёл много лет во Франции и только что выдал невероятные полтора года, но это не так. Тут скорее надо было молить французских журналистов, чтобы они дали шанс Веа сразиться за главную индивидуальную награду с Юргеном Клинсманном и Яри Литманеном.



ЗМ-1995 отправился в Милан к Джорджу, набравшему в голосовании 144 очков против 108 у Клинсманна и лишь 67 у Литманена. Как ему это удалось? Здесь сыграло пару факторов. Во-первых, у Веа был баланс между личными и командными успехами. У Юргена был явный перекос в сторону личных голевых достижений и влияния на атакующую игру своих команд, но его "Тоттенхэм" финишировал в АПЛ седьмым и без трофеев, а летний переход в "Баварию" ещё не успел принести дивидендов. Литманен же в финале ЛЧ против "Милана" себя не проявил и был заменён на Патрика Клюйверта, который и забил единственный гол в матче. В итоге личные заслуги финна растворились в общекомандных достижениях "аяксидов" под руководством Луи ван Гаала.

Во-вторых, стиль игры африканца. Несмотря на игру корпусом, скоростные данные и дриблинг, Веа никогда не гнался за личными рекордами, часто предпочитая уводить защитников на себя и открывать тем самым зоны для своих партнёров. Визуальное впечатление от игры Джорджа произвело тот эффект, что и игра Роналдиньо в 2005-ом. "Золотой мяч" тут больше играет роль приза зрительских симпатий, нежели подчёркивает в общем-то неплохие личные показатели и командные достижения. К слову, у Веа и Ронни в кое-чём схожая участь: достигнув вершины, они остановились в развитии (по разным причинам, надо сказать) и стали постепенно угасать, не продержавшись на мировой вершине долго. Либерийский бомбардир остаётся единственным африканцем, получавшим "Золотой мяч".

Период в "Милане" и окончание профикарьеры



В дебютный сезон в Серии А для либерийца "Милан" Капелло взял "скудетто", но опростоволосился на международной арене, уступив в четвертьфинале Кубка УЕФА "Бордо" (с Зинедином Зиданом в составе) во Франции 3:0 после домашней победы 2:0. В 1996 году Джорджу удалось забить самый шедевральный гол в своей карьере – в ворота "Вероны".



Его партнёр по "Милану" Звонимир Бобан описал сей гол следующим образом: "Это был невероятный забег. Мы думали: "Когда он остановится? Когда он остановится? Он не остановится! Он никогда не остановится!"

Сезон-1996/97 был полон разочарований: 11-е место в Серии А и невыход из группы в ЛЧ. Там к тому же после матча с "Порту" с нашим героем случился неприятный инцидент: в туннеле после игры Веа разбил нос португальскому защитнику Жорже Коште. В своё оправдание Джордж заявил, что соперник на протяжении двух игр провоцировал его на расистской почве, но никто слова либерийца не подтвердил, в то время как многие видели удар Веа в лицо Кошты. Итог – бан от УЕФА на шесть матчей, который не помешал нападающему взять награду ФИФА по фэйр-плэй, а также иск в суд за нанесённый ущерб со стороны Кошты, несмотря на попытку Джорджа извиниться.

Кризис продолжился и в следующем сезоне. Вновь провал в чемпионате Италии (десятое место при отсутствии еврокубков!), проигранный финал Кубка "Лацио" и уход Фабио Капелло. Самое интересное, что на игру Веа и его показатели это не влияло, а в следующем сезоне была его лебединая песня на Апеннинах. С приходом Альберто Дзаккерони на тренерский мостик "красно-чёрные" из середняка вновь стали чемпионами, но дни Джорджа в Милане были сочтены. Летом 1999 года команду пополнил Андрей Шевченко, такой же универсальный нападающий, как и Веа, поэтому дни, когда в Милане все только и говорили о легендарном противостоянии местных "девяток" - "миланиста" Веа и "интериста" Роналдо – за звание лучшего нападающего в мире ушли в прошлое.



В январе 2000-го уже 33-летнему игроку удалось здорово реанимировать свою карьеру, перейдя на полгода в "Челси" на правах аренды. Уже в дебютном матче против "Тоттенхэма" либериец открыл счёт своим голам на Туманном Альбионе, а позже сыграл важную роль в завоевании клубом Кубка Англии. Несмотря на это, Джанлука Виалли решил не оставлять ветерана в составе своей команды, а назад в "Милан" пути уже не было. В итоге Джордж подмахнул соглашение с повысившимся в классе "Манчестер Сити" на неплохих условиях. Идиллия в Англии продлилась недолго и спустя два месяца Веа потерял место в основе, а в зимнее трансферное окно покинул команду, которая в итоге вылетит назад в Первый дивизион (так тогда назывался современный Чемпионшип). Возвращение во Францию на полгода в "Марсель" тоже удачным не назовёшь, поэтому Джордж подался доигрывать свой футбольный век в "Аль-Джазиру" из ОАЭ. Профессиональную карьеру звёздный африканец завершил в 2003 году.



Либерия и её одинокая звезда



Либерию, из-за её символики, прозвали по аналогии с Техасом "страной одинокой звезды". В футбольном плане это выражение с появлением в рядах сборной Джорджа Веа заиграло новыми красками. Теперь весь мир видел, кто является этой самой одинокой звездой. Родина имеет невероятное значение для Веа, а народ всегда радовался его успехам. Именно на родной земле Джордж отмечал все свои индивидуальные награды, а на улицах люди получили возможность увидеть "Золотой мяч", а некоторые смогли даже прикоснуться к нему. Ещё будучи игроком Веа стал покрывать все расходы сборной, а в 1994 году основал в родной Монровии футбольный клуб "Джуниор Профешионалс".



Если говорить о его карьере в сборной, то дебютировал за неё Веа ещё в 1986 году. Спустя десять лет, уже в статусе обладателя ЗМ, он сыграл с ней на первом для себя международном турнире для национальных команд – Кубке Африканских Наций. Во второй раз такое произойдёт в 2002 году. Самое обидное, что в том же 2002-ом Либерия могла ещё сыграть и на первом чемпионате мира в Азии, но ей не хватило всего одного очка, чтобы пробиться на такой желанный для уже ветерана Веа мундиаль. За сборную форвард провёл 75 матчей, забив 15 голов. Свою последнюю игру Джордж провёл за Либерию в возрасте 51 года, пятнадцать лет спустя после завершения игровой карьеры, в специально организованной товарищеской игре против Нигерии. На тот момент он уже был президентом своей страны.

Да, вам не показалось. В отличие от многих бывших футболистов, которые идут в тренеры или на телевидение, Веа выбрал другой путь. Это неудивительно, ведь за время его выступлений в Европе Либерия пережила две гражданские войны. И кто, как ни популярный у народа человек, должен был вернуть мир и единство в стране. Но политический путь бывшего футболиста был непрост. Общественная и гуманитарная работа – неплохое начало, но первая попытка баллотироваться в президенты спустя всего лишь два года после ухода из футбола была поспешной, особенно когда главный конкурент за место – выпускница Гарварда, ставшая первой женщиной-президентом на Чёрном континенте.



Получив образование в США, Джордж вновь пытался попасть в политику, уже в качестве вице-президента, но вновь потерпел неудачу. А вот попытка начать с меньшего принесла успех – в 2014-м Веа был избран в Конгресс. Спустя три года, ему удалось наконец выиграть президентские выборы, пусть и не в первом туре, а во втором. Президентство не проходит гладко, в 2019-2020 годах в стране прошли массовые протесты с требованием отставки правительства Веа, хотя он предпринимал шаги по борьбе с коронавирусом и решение о сокращении зарплаты и преференций для себя, налаживал международные связи за счёт своего авторитета, но утопающая экономика играет для людей большую роль, нежели эти шаги правительства Веа и демократические преобразования в стране. Интересно, что Джордж не забыл, благодаря кому достиг своих высот и наградил Ле Руа и Венгера в 2018 году Орденом Африканского искупления – высшей государственной наградой в Либерии.

Эпилог



Наследие Веа легко недооценить. Многие скажут, что на виду в глобальном плане он был год или два, а его голевая статистика не впечатляет. Где-то так и есть, но его стиль игры был на другом, определив облик нового типа нападающего в 1990-ых, повлияв на звёзд футбола следующего поколения, типа Тьерри Анри или Дидье Дрогба, которые многому научились, наблюдая за игрой Джорджа. "Золотой мяч" был подарком? Отнюдь, если исполнитель был лучшим в определённый год, то что мешает ему получить награду? Она даётся не за совокупные заслуги на протяжении всей карьеры, а за конкретный отрезок времени. И крутость игрока не всегда определяют цифры и количество трофеев на полке.



Веа стал одним из первых "птенцов Венгера" - игроков, которых воспитал и привёл в большой футбол мсье Арсен. Веа как никто другой знает важность воспитания будущих профессиональных футболистов, поэтому открывал и основывал футбольные академии. Бедное детство в Африке и развод родителей дали ему понимания важности гуманности и поддержки гуманитарных инициатив. Он был примером джентльмена на поле и за ним, став символом нации, который разделял все свои успехи с соотечественниками. Это не его беда, что он так и не смог вывести свою сборную на ЧМ. Это минус для чемпионатов мира, что там никогда не играл Джордж Веа. Вероятно, там сыграет его сын Тимоти, но он на международном уровне представляет США. Веа везде становился своим – французом во Франции, наследником ван Бастена в Милане. А по поводу непокорённых вершин особых сожалений быть не может – он и так многого достиг и стал успешным первопроходцем, что в голосовании на "Золотой мяч", что в президентской гонке.

***

Другие интересные тексты:

Легенда нации. Как Эйсебио покорил футбольный мир и стал примером для подражания

Альфредо Ди Стефано: человек, который изменил футбол и сделал мадридский "Реал" величайшим клубом Европы

Кевин Киган: самый странный, самый дикий. Два "Золотых мяча" на полку

Стэнли Мэттьюз: английский джентльмен и первый обладатель "Золотого Мяча"

Символ и бренд Украины за рубежом. История хладнокровного бомбардира Андрея Шевченко

Отправить
Идрис Эльба крут.
  +2
Ближайшие матчи