Кризис воображаемой личности. Не самый футбольный взгляд на тренерскую проблему в Спартаке
Размышляем о психологической составляющей образа спартаковского тренера – и о неочевидной драматичности Доменико Тедеско как персонажа.
Фото: spartakworld.ru
За последние недели отовсюду уже прозвучали десятки возможных имён кандидатов и сотни вариантов развития событий – но наш сегодняшний разговор обойдется без них: он скорее о попытках понять, что вообще вкладывается в портрет личности тренера "Спартака" как явления. Ещё в 2013 году Василий Уткин в одном из своих мимолетных очерков пытался говорить о том, что являет собой пресловутое "спартаковство" в среде фанатской – в то время как, не зная контекста, легко представить, что это Уткин из 2020-го рассуждает о человеке, который этот "Спартак" возглавляет.
О футболе никогда не говорят спокойные рассудительные люди. Такие люди тоже интересуются футболом, но в основном, в подавляющем большинстве случаев они это делают как раз для того, чтобы на время перестать быть рассудительными и спокойными. Это ведь бремя! Это ведь не природный темперамент, а следствие образования, ответственности... Ума, наконец. А всегда хочется в чем-то быть безумным. Не дураком, нет, а в счастливом безрассудстве, проорать нечто в пространство, сделать татуировку, хоть бы ты даже и доцент кафедры прикладного неважно чего.
В этом смысле нет людей счастливее, чем болельщики "Спартака". Они получают в своей страсти такой отрыв от действительности, что он уже сам похож на действительность. Некоторые так и живут.
Кажется, болельщицкий образ доселе еще никогда так близко не протягивался к тренерскому – сегодня как раз поговорим о том, чем это чревато.
"Спартак" – команда, где понятие "личности" затмевает понятие "тренера"
"Спартаку нужна "личность" – утверждение, которое мы слышим много лет подряд. Именно они звучали вслед тому же Олегу Кононову: мол, не место в народном клубе с амбициями мягкотелому мямле. Кононов, этакая "булка мякиша", из которой слепилась бы своя история, как будто бы стал жертвой некоего эксперимента, целью которого было узнать, стоит ли вообще проводить такие фокусы в "Спартаке" с искусной подстройкой персонажа. Может, после облачений в вышиванку во Львове и криков "Ахмат сила!" в Грозном и получилось бы из фигуры Кононова создать некий спартаковский продукт – да, не вышло от слова совсем, конечно, но обидно тут в основном из-за того, что слишком много было потеряно времени и ресурсов. Болельщики же ждали результата – но за их гневом обнажилась отдельная проблема: понятие "не личность" в спартаковских кругах максимально приравнялось к понятию "не тренер".
И с этим теперь жить всем спартаковским коучам.
Личностей-то, говорят, господин Федун особо не жалует – обычно этим объясняют увольнение Массимо Карреры. Того, который принёс первое за 16 лет чемпионство вообще-то – разве такое мог сделать человек, личностью не являющийся? Для чемпионства, случившегося вопреки всему, личности оказалось достаточно – а вот как тренеру Каррере пришлось проходить через огонь, воду и медные трубы. И растянулись они в итоге не на один год: 1:4 от "Зари" в ноябре 2020-го стали для тренера таким же моментом закалки, как стали и 0:7 от "Ливерпуля" тогда в декабре 2017-го – и когда закончится становление Карреры-тренера, не знает никто. В то время как сюжет о Каррере в греческом АЕКе в итоге тоже бесславно оборвался.
Личностью в спартаковской среде все еще принято называть Бердыева – хотя его немалый козырь был как раз в том, что мы так до конца и не поняли, что там, собственно, за личность-то такая. Бердыев, правда, безусловно хорош как тренер – но делать из "Спартака" свой личный проект, как это было долгие годы в "Рубине" и недолгие, но яркие годы в "Ростове", тому бы не дали вообще никак. Хотя, может и стоило бы – в качестве такого же эксперимента, каким было приглашение "конъюктурного" Кононова.
"Если бы да кабы" – категория в принципе хорошая, когда говоришь о делах давно забытых, не правда ли?
Когда футбол уподобляется драматургии: Тедеско – идеальный герой для личных проекций
Характеристику "личности" принято связывать еще и с харизмой – а понятие "тренера-харизматика" в принципе утопическое, если мы ведем речь об РПЛ. Герои видеоподборок с перлами вроде Евсеева и Гамулы, увы, доказывают нам, что умение "выдать на гора" не является каким-то весомым личностным козырем: оно просто внесет тебя в шаблоны для мемов и даст шанс не забыться спустя годы. В случае "Спартака", правда, важным оказалось вовремя суметь в сарказм и аскетичность – глядя на то, как Доменико, не поведя бровью, огрызается на дурацкий вопрос о спартаковском духе, называя его "привидением", как-то было спокойно хотя бы за то, что этот парень себя в обиду не даст.
Другое дело, что в Тедеско в принципе болельщицкие массы очень хотели верить как в "нарушителя правил", который наплюет на мнение спартаковских ветеранов и сделает всё иначе. Но Тедеско, несмотря на заслуги вроде того же "серебра" в Бундеслиге – по сути, человек с менталитетом подростка, чего и не скрывает: вроде бы как и перед нами тренер европейской закалки, а вроде бы как и негодующий юнец, рвущий всех и вся за правду. Да, такие персонажи любят думать о том, что призваны "вершить революции" – именно потому, что молоды и безрассудны. Болельщики увидели в этом историю, в которую хотелось поверить – именно потому, что увидели в Тедеско самих себя. Если не здесь и сейчас – то хотя бы времен того порога юности, где проблем было как будто бы по минимуму: конечно же, все истории про потерю таких зацепок – всегда грустные.
На самом деле в футболе всё чаще кончается хорошо, чем нам порой хочется
Но переоценивать такие штуки все же опасно. Коль уж мы начали с Василия Уткина как внезапного творца футбольного чтива, призванного быть душещипательным – стоит на этом моменте вспомнить, как в ноябре 2015 года Антон Михашенок, считавшийся самым въедливым по части тактики автором в мире российской футбольной журналистики, разродился до неприличия пронзительным текстом про уход Жозе Моуринью из "Челси". В нём трагизм "Особенного" рассматривался сквозь призму личной истории о разрыве отношений – и та история правда чувствовалась на всех уровнях: прежде всего потому, что ей подвержены больше всего именно те персонажи, которых описывал Уткин.
Даже самые крутые чувства в итоге сгорают, и это приходится признавать. Жозе Моуринью знает это. Если вам больше 20 лет, то вы наверняка тоже уже знаете это, поэтому если бы изучающий лакированные туфли Маур сейчас оказался рядом с вами, вы бы наверняка хлопнули его по плечу и с совершенно искренним сочувствием сказали: "Держись, это жизнь. Нужно идти дальше".
Сейчас мы прекрасно понимаем, что однажды и эти сюжеты остаются частью хроники – и, по-хорошему, вообще не стоят своего трагического градуса. Жозе Моуринью за эти годы смог как закрутить лихой роман с "Манчестер Юнайтед", так и после небольшой передышки потом, не дернув бровью, взяться за "Тоттенхэм" – а вернуть его в "Челси", пожалуй, не хочет ни один причастный к "синему" клубу человек. Михашенок же здесь и сейчас – топовый аналитик, с чьей помощью "русский Моуринью" Леонид Слуцкий выстроил новый стильный "Рубин". Ужасно изящная история, и в ней все, кажется, остались счастливы; тем более, Михашенков с тех пор на этой земле стало побольше – что заставляет сейчас даже немного стыдиться того, что приходится ворошить старые истории.
Это лирическое отступление важно по двум причинам. Во-первых, отъезд Тедеско неминуемо будет встречен десятками подобных душещипательных речей – хотя никакого трагизма тут нет и не может быть. История, которую болельщику хотелось подогнать под счастливый шаблон, вообще не обязана воплощаться в жизнь так, как мы это придумали. Кроме того, никогда не стоит забывать важную вещь: бытие сумасшедшим порой реально творит чудеса – но только до первого тяжелого эмоционального отката. Потому что бьет он по голове куда более депрессивными проявлениями – с ними, увы, столкнулся и Тедеско. И пока у Доменико даже есть шанс сохранить спартаковскую историю приключением, над которым не грех посмеяться за пинтой хорошего немецкого пивка в кругу друзей – мы же ведь прекрасно знаем и те истории, где страницу "Спартака" из биографии были бы рады вырвать навсегда.
Во-вторых, Моуринью – это же, наверное, образец той самой "личности", которую так хотят видеть в "Спартаке"? Причем, в отличие от большинства европейских специалистов, которые в "Спартак" не сунутся чисто из чувства самосохранения, португалец выглядит как раз тем, кто мог бы отчаяться на старости лет. Вот только сработает ли эта история – мы вообще не знаем. Всё, что мы знаем об успехе в "Спартаке" в последние 20 лет – это то, что им правят случайности; а делать что-то наобум в этой связи, кажется, слишком дорого может обойтись клубу с такими активами.
Вечная вакханалия в "Спартаке" – базовое состояние или крест над головой?
Со стороны спартаковских болельщиков в последние времена нет-нет да и проскальзывала какая-то зависть к недругам из ЦСКА: клуба, где стабильно подрастает талантливая молодежь, тренеру доверяют и привозят нужных игроков, а легенды клуба не лезут не в своё дело. В ЦСКА как будто нету места какой-то вопиющей неадекватности – вернее, она умело отведена в сторону Катерины Кирильчевой и её психоделического видения клубного Youtube–канала. И тем не менее: в декабре красно-синие как-то все же оказались в той точке, где Виктора Гончаренко готовы изгонять с позором, а ближайшим сменщиком называли – прости господи – Василия Березуцкого. Никакая стабильность не дает тебе гарантий успеха – и даже в её условиях ты однажды можешь оказаться в ситуации, где не ясно решительно ничего, а делать что-то надо.
"Спартак" в его перманентном состоянии истерики и дурдома в итоге глядит – и невольно успокаивается. Вот только толку от этого псевдоспокойствия, если даже тому человеку, которому на этот дурдом было по-подростковому наплевать (и не наплевать при этом на футбол и игроков), в итоге оказалось в "Спартаке" тяжело. Тут ведь в чём загвоздка: привыкнуть к тому, что "зона комфорта" в "Спартаке" – это когда "весело и страшно", не так-то сложно. Сложно осознать то, что покидать её всё равно придется.
А личность, конечно, "Спартаку" на посту тренера нужна – жаль, конечно, что это существо пока так и остаётся чем-то из области мифологии.
Как и нам всем неумолимо нужна очередная жизненная драма.
Текст и правда уж слишком серьезный – такое чувство, что какого-то большого футбольного автора соккер держит в заложниках) непривычный коленкор для ставочного сайта, но опять же спасибо. Местами, правда перемудрили, и можно было порой даже более категорично резюмировать происходящее)))) Но это именно что прекрасная работа в плане искренности – читал каким-то голосом внутри себя, как будто слушаю подкаст или ютюб канал