Медиа-чемпионат РПЛ – как ведут себя русские клубы в интернете? ЦСКА, Урал, Тамбов
Продолжаем разбираться, кто из русских клубов лучше всего работает в интернете.
Фото: РПЛ
Напомним правила – в каждом туре медиа-чемпионата мы оцениваем три клуба РПЛ – один топ-клуб, один середняк и один аутсайдер. Оцениваем по трем критериям – сайт и фан-шоп, соцсети, а также работа со СМИ. Кстати, было решено сделать небольшие изменения – ввести очковую систему оценивания для удобства и наглядности. Очки будут даваться за четыре пункта – сайт, фан-шоп (зачастую качество у них разнится), соцсети и работа со СМИ. Максимум – 5 очков за пункт, минимум – 1. Поэтому – небольшой апгрейд предыдущей статьи, и можно приступать.
"Краснодар": сайт – 4, фан-шоп – 5, соцсети – 3, работа со СМИ – 3. Итого – 15.
"Ростов": сайт – 2, фан-шоп – 3, соцсети – 4, работа со СМИ – 5. Итого – 14.
"Ротор": сайт – 3, фан-шоп – 0, соцсети – 4, работа со СМИ – 1. Итого – 8.
Тамбов
"Тамбов" проводит лишь второй сезон в РПЛ, но уже успел превратиться в "своего" - команда неплохо играет на поле, пару раз шумела за его пределами (из недавнего – история с "ЦСКА" и шуткой над их новой формой), ну и конечно история с кочеваниями клуба тоже создает шум. Так что "Тамбов" уже не совсем новичок, и спрос с него будет не как с "Ротора" - все-таки, клуб Премьер-Лиги. Начнем!
Сайт тамбовчан по исполнению ниже среднего. Поначалу производит впечатление "о, неплохо", но при детальном изучении понимаешь, что это в лучшем случае "терпимо". Без изысков, слегка топорно; можно зарегистрироваться, но для чего – не совсем понятно, т.к. билеты онлайн на сайте не купишь. Есть конкурс прогнозов, но… серьезно?
Магазин пришлось поискать – "Тамбов" не сильно хочет богатеть на болельщиках. И даже когда находится вкладка "атрибутика", она пустая – точнее, там страница с красивой девушкой в форме клуба и гиперссылка на страницу магазина ВК. Удобно? Разве что клубу, потому что не надо париться о качественном магазине. Болельщикам это неудобно. И несолидно, кстати.
Раз уж нас все равно сюда направили, просмотрим соцсети. ВК, инстаграм и твиттер ничем не отличаются – посты идентичные. В основном новости, в матчдэй – освещение событий, но ничего примечательного нет. Фото с тренировок и так далее – обычные соцсети обычного клуба. Но вот ютуб-канал "Тамбова" - это пример действительно качественной работы при ограниченном бюджете. Во-первых, бросается в глаза структурированность канала – все удобно раскидано по плейлистам. Во-вторых, радует глаз обилие этих плейлистов и всяческих направлений – два вида репортажей, обзоры молодежки, пресс-конференции, видео о новичках, тренировки, неформатные видео (один из самых интересных разделов) – мне, как неболельщику "Тамбова", было интересно находиться на их ютуб-канале.
Перейдем к работе со СМИ – тут все просто, "Тамбов" с ними не работает. Находясь в щекотливом положении, когда второй сезон подряд команда не играет дома, выглядя смешно, и от этого зависит вообще их пребывание в РПЛ, "Тамбов" не делает попыток как-то обелить себя. Возможно, вам это покажется странным заявлением – мол, какая выгода? Но приведу пример – "Ростов" пару лет назад не стеснялся натурально воевать с администрацией "Ростов-Арены", в т.ч. привлекая все доступные им СМИ – и в итоге, несмотря на то, что прав был "Ростов" или нет – это большой вопрос, общественное мнение признало правым именно клуб – и так "Ростов" добился нужных им целей. "Тамбов" так делать не пробует (или не может) – факт есть факт.
Вывод: "Тамбов" - добротный клуб, но к сожалению, за год в РПЛ еще не во всех моментах обрел себя. Поэтому оценки такие: сайт – 3, фан-шоп – 0, соцсети – 4, работа со СМИ – 1. Итого – 8.
Урал
"Урал" - удивительная команда, потому как не заглянув в таблицу последних лет, можно подумать, что этот клуб регулярно подпирает пятерку. На деле же за все время выступления в РПЛ (с 2013-го) лучший результат "шмелей" - восьмое место – вот вам и чудеса брендирования. Возможно, это персональное, не знаю.
Сайт "Урала" - очень современный и симпатичный. Огромное количество информации умещается на сайте, интересная структура и всплывающие окна. Очень на уровне. Претензий две – использование сжатых по качеству изображений (смотреть на огромный JPEG не очень приятно, учитывая, что все на сайте – full hd) и незащищенные протоколы безопасности – люди оставляют на сайте свои данные, и они, фактически под угрозой. За исключением этого – все супер.
С сайта можно попасть в онлайн-магазин – там тоже все на отличном уровне. Огромное количество товаров на любой вкус – от двадцати позиций игровой формы до десятка чехлов на все модели телефонов и автомобильных вонючек – все есть. Также всякие тюбетейки, толстовки, чайные наборы, шоколад, подушки – в общем, прекрасный пример того, как нужно зарабатывать на болельщиках.
Соцсети "Урала" тоже приятно удивляют – они на предтоповом уровне. "Шмели" представлены во множестве разных соцсетей, но, как вы помните, рассматриваются четыре основных. ВК "Урала" - скорее новостной хаб, без всяких развлечений. В твиттер дублируются посты из ВК, но при этом там эксклюзивно проводятся текстовые трансляции матчей – ход спорный, но в качестве меры раскрутки твиттера понять можно. В твиттере 118 тысяч подписчиков – многовато, чтобы быть правдой. В инстаграме больше фотографий, чем в группе – для того он и сделан, при этом в инстаграме есть также и эксклюзивный интерактив со спонсором – викторины, опросы, факты, розыгрыши и проч. Очень хорошо. Последняя соцсеть – ютуб, как не сложно догадаться, тоже на неплохом уровне – есть и тренировки, и влоги с матчей, и исторические ролики (интервью с ветеранами к юбилею клуба), и пресс-конференции, и всякие неформатные видео, даже были заходы в шоу, но с пандемией пока затухло. Видно, что и это направление не для галочки, как у того же "Краснодара".
От соцсетей переносимся в СМИ – тут не все так хорошо. "Урал", стараниями своего президента хорошо представлен в городских СМИ – на областном телеканале есть даже передача "Урал. Третий тайм", но… Как вы понимаете, это скорее можно отнести к рубрике на ютубе для болельщиков – для полноценной работы со СМИ это не годится. Конечно, Григорий Иванов – одиозная фигура, и определенное внимание СМИ он может привлечь, но не более. Поэтому одних эфиров на областных телеканалах не хватит, чтобы обелиться после 7:1 от "Зенита" или объяснить присутствие президента на скамейке тренеров.
Вывод: "Урал", пожалуй, один из самых крепких середняков РПЛ в медиа-пространстве. Очень достойно выглядят. Оценки такие: сайт – 4, фан-шоп – 5, соцсети – 5, работа со СМИ – 3. Итого – 17.
ЦСКА Москва
Наконец, армейцы. "ЦСКА" – топ-клуб. Обсуждать тут нечего и не надо лишних слов – многократные чемпионы, регулярные участники еврокубков, короче – топ-клуб, и все. Давайте смотреть.
На сайт "ЦСКА" заходишь, ожидая вау-эффекта, спойлер: такого не происходит. Сайт действительно добротный, с довольно интересной версткой, но не более. Все обычно и местами скучно, с шрифтами так вообще не парились. Но – топовость в мелочах – защищены протоколы безопасности, на сайте можно сделать примерно все, что нужно обычному болельщику и не только – от покупки билетов до виртуальной экскурсии по стадиону с целью выбора площади для аренды. Все работает, и работает хорошо. Также, сайт "ЦСКА" - первый, на котором посетителю предлагают что-нибудь купить – я не понимаю, почему так не делали другие уже просмотренные участники. Что же, предлагают – давайте посмотрим, что есть.
А есть в магазине "ЦСКА" практически все. Вот реально, все. У "Урала" был широкий ассортимент, но впечатление, что у армейцев он больше раза в три. Купить можно все, что угодно – от формы всех видов до досок для разделки мяса (ха-ха, каламбурненько, ожидаем в магазине "Спартака" седла?). Помимо этого, фан-шоп "ЦСКА" любит делать милые и даже полезные вещи – например, я нигде не встречал картонных лиц футболистов или именных карточек для автографов. И самое главное – это активно раскупают! Сайт сразу же определяет местоположение; вариантов доставки и оплаты очень много, можно отследить посылку по трекеру. Уровень!
Ожидания от соцсетей "ЦСКА" у меня тоже были высокие – как-никак, топ-клуб. На деле конечно все оказалось немного иначе. ВК обычный – новости, рядовые посты, матчдэй стандартный (но есть клубное превью, тоже интересная вещь). Посты из ВК потом утекают в другие соцсети. В инстаграме фото больше, чем в группе ВК (оно и понятно), но интерактива или совместных спонсорских проектов нет; в твиттере в основном только дубляж, есть англоязычная страница. Самое интересное – ютуб-канал клуба. Тут "ЦСКА" улетел просто в космос по качеству работы ЦСКА ТВ. Сколько всего есть на клубном ютубе, перечислять можно долго – это и различные шоу, влоги с ВЭБ Арены, челленджи, прямые трансляции товарищеских матчей, эксклюзивные интервью, промо к матчам, неформатные видеоролики и еще целая куча всего – это реально уровень европейского топ-клуба. Аплодисменты "ЦСКА" за такую работу в области поставки уникального контента. Даже неболельщику "армейцев" интересно порой глянуть условный "Влог ВЭБ Арены". Круто!
Говоря о соцсетях, стоит сказать также и о такой редкости, как приложение на смартфон. Есть на обе платформы – на андроид и ось. Скачал – приятное, вся информация под рукой, можно также купить билеты и заказать доставку еды до кресла. Приложение шустрое и современное.
Переходим к СМИ. Тут важно понимать – любой топ-клуб так или иначе пользуется базовой поддержкой СМИ, вести какую-то особенную работу с журналистами необязательно. Наверное, "ЦСКА" так и думает, потому что какой-то широкой поддержки в пограничных ситуациях (ситуация с Гончаренко, проигрыш "Лудогорцу") заметно не было – очевидно, что вся общественная поддержка строится на популярности клуба. Но она есть, поэтому вопрос закрыт.
Вывод: "ЦСКА" - топ-клуб. И достойно это звание несет. Оценки такие: сайт – 4, фан-шоп – 5, соцсети – 5, работа со СМИ – 4. Дополнительно за приложение – 1 балл. Итого – 19.
Сегодня все более очевидно, чем в прошлом туре. Аутсайдер остался аутсайдером, топ остался топом. Но приятно удивил "Урал", за счет грамотной работы в медиапространстве забравшийся наверх. Пока на сегодня все, впереди – "Локомотив", "Рубин" и "Ахмат"! Увидимся.
Сначала
лучшеесвежеестарое
Отправить